Мы случайным образом находим рабочую схему, и верим что именно в этом заключается секрет! Но вполне может быть, что из этой схемы можно 90 процентов элементов просто выкинуть! Или вообще сделать все иначе! Или что это не работает, но мы почему-то верим в будущее!
Возможно, твоя бабушка когда-то достигла успеха по одной стратегии, потом эту же стратегию передала твоей маме или папе (ну а как иначе), и потом эта стратегия перешла тебе. Или, ты получил случайным образом успех по какой-то стратегии, и поверил что знаешь секретный секрет! В особо запущенном случае этот секрет потом передается из поколения в поколение.
Эксперимент. Группе людей ставили задачу найти последовательность действий, которая приведет к какому-либо результату. Было несколько вариантов, и люди с рвением пытались подобрать «ключ». Фишка, как ты уже понял, в том, что результат выдавался либо случайным образом, либо с задержкой после одного простого действия.
Например:
Перед подростками были четыре клавиши: 1, 2, 3, 4. Подросткам сказали, что при правильной комбинации нажатий будет играть музыка. Однако,
музыка играла через 10 секунд после нажатия на клавишу 3. Подростки выстраивали свои уникальные комбинации и музыка играла у всех. Но истинная причина была не в комбинации нажатий, а в том, что музыка играла после нажатия только одной клавиши. Таких экспериментов было несколько, все они заканчиваются одинаково.
Мы случайным образом находим рабочую схему, и верим что именно в этом заключается секрет! Но вполне может быть, что из этой схемы можно 90 процентов элементов просто выкинуть! Или вообще сделать все иначе! Или что это не работает, но мы почему-то верим в будущее!
Возможно, твоя бабушка когда-то достигла успеха по одной стратегии, потом эту жеmстратегию передала твоей маме или папе (ну а как иначе), и потом эта стратегия перешла тебе.
Или, ты получил случайным образом успех по какой-то стратегии, и поверил что знаешь секретный секрет! В особо запущенном случае этот секрет потом передается из поколения в поколение.
Это касается и успехов, и ограничений с неудачами.
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ПРИМЕР:
Опыт №1
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать.
К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.
Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Опыт №2
В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан. Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.
Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры. Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими.
Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким.
Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием. В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее. Есть разные версии, в том числе что такого эксперимента никогда не
было, и все это полный бред. Но каждый раз когда мы говорим детям или ученикам фразы «так нужно», «так принято» стоит задуматься, а действительно ли так нужно, и почему так принято? И кем принято?